Администрация сельского поселения Пушкинский сельсовет
КРАЙ РОДНОЙ- РОДНЫЕ ПУШКИНСКИЕ ДАЛИ
Эх, вы липецкие дали
Сердцу дороги,милы
Место я найду едва ли,
Краше Пушкинской земли
История нашего края уходит своими корнями в далекое прошлое. До V111в. в наших краях обитали народы финского племени, что, возможно, подтверждают название рек Мещерка, Мордовка, Усмань (туман), наши места позднее относились к Усманскому уезду.
В V111в. в приворонежские и придонские места проникают наши предки славяне, и расселяясь по берегам рек, оттесняют финские к северу. В раскопках Липецкого городища в 1960г. обнаружены находки славянской керамики V111в. Нахлынувшие в IIв. из южных степей половцы, народ тюркского происхождения, разоряют существовавшие здесь русские поселения и кочевья их доходили до р. Прони, притоки Оки.
С первой половины 12в. русские, продвигаясь с севера, теснят половцев в южные степи, строят здесь укрепленные города (г. Елец упоминается уже в 1146г), ведут с кочевниками упорную борьбу. В междуречье рек Воронеж-Дон вновь стали появляться русские поселки. Русских людей привлекали сюда богатые рыбные угодья, промысловая охота, занятия бортничеством (сбор меда). Кроме того, с давних времен шел по дону на юг «соляной» путь, к Азовскому морю и Крыму, дорога снабжения Руси солью. И, хотя, русские люди все необъятное степное пространство к югу от своих обжитых мест называли «диким полем», они хорошо знали пути через степные просторы, знали и названия тамошних мест.
В 13в. из-за Волги надвинулись на русскую землю огромные татарские полчища. Рязанское войско встретило татар на р. Воронеж и потерпело от них поражение. Пользуясь междоусобной разобщенностью отдельных русских княжеств, татары преодолевали их мужественное сопротивление, подавляя своей массой. Города и села сжигались, жители, уцелевшие от избиения, тысячами уводились в плен.
Наш край, как окраинный, подвергался особенному опустошению. С ранней весны в степных просторах появлялись татарские кочевья, располагавшиеся по берегам больших здешних и малых рек, которым они давали свои названья. Смешавшись с половцами, татары переняли их язык. Поэтому, возможно, что некоторые названия рек были даны еще половцами. Во всяком случае, наименования наших рек Усмань, Битюг, Чамлык и др. сохранились с давних пор. И тем не менее, не взирая на опасности пути, отдельные лица и целые караваны пробирались старинным водным путем на низовья Дона и в Крым, даже в далекий Царьград. Никоновская летопись рассказывает о таком путешествии в Царьград митрополита Пимена в мае 1389г. Описание путешествия дает картину разоренного, одичалого края.
«Путешествие сие было печально и уныло, повсюду совершенная пустыня, не видно ни городов, ни сел и нигде не видно человека. Только дикие животные: козы, лоси, волки, лисицы. Выдры, медведь, бобры и птицы - орлы, гуси, лебеди, журавли, и прочие во множестве встречаются в этой пустыне».
Но уже во 2-ой половине 16 в. русские люди прочно поселяются в нашем крае, рязанские служивые люди получали здесь оброчные угодья. Промысловые люди являлись как бы разведчиками для будущей колонизации края. Они знакомились с здешними местами, давали названия разным урочищам, все небольшие речки-притоки Воронежа и Усмани- Девица, Матренка, Студенка и др. носили уже русские названия. Страх перед татарским нападением не останавливал предприимчивых людей, а к тому же в эти годы отмечается некоторое затишье в набегах кочевников. Впрочем, оно оказалось недолгим и новоселам Усманского края вскоре пришлось испытать все невзгоды татарских нашествий. В 30-х г. 17в. татары снова стали предпринимать массовые набеги на южные окраины Московского гос-ва. Основной целью татарских набегов был поход за добычей: угон лошадей, скота, а главное, захват людей для продажи на невольничьих рынках. Цена на хорошего работника было от 10руб. до 100руб. и более, в среднем же она была около 50руб . Убивали пленников только в случае невозможности сохранить их. Поэтому при общем большом числе потерь количество убитых исчислялось единицами. Так, в 1637г. татарами было угнано 2.280 чел, а убито 37, а в 1645г. на 5750 человек, угнанных, в плен - убитых было 20 человек. За 1632-33г. татары захватили свыше 8000 чел, сожгли много сел, деревень.
В это время Московское гос-во воевало с поляками, а с юга - крымские татары. Убедившись в опасности оставления открытия своего тыла Москов. прав-во с 1636г. по окончаний войны с поляками приступило к крупнейшему оборонительному строительству по южной окраине. За несколько лет было сооружено 10 новых городов, в том числе Козлов (Мичуринск) и Тамбов. Между городами тянулся непрерывный ряд укреплений из земляных валов, дубовых надолбов, лесных засек, и все вместе это составляло сторожевую черту, защищавшую южную границу гос- ва от набегов степных кочевников.
В донесении воронежского воеводы было сообщено, что на 20 верстах от устья речки Матренки от с.Песковатки до Демшина отрога реки Излегощи сделаны в 2 ряда дубовые надолбы «добры и крепки». Всего было употреблено около 7800 семиметровых «дубовых Кобылин» и 2580 дубовых столбов длиною в 2 с половиной метра.
По концам надолб ной черты установлены сменные конные сторожи по 6 человек каждая. В летнее время надолбы охраняла сотня ратных людей со стоянкой в с.Песковатом или деревне Демшиной.
Таким образом, была создана Усманская защитная черта, вошедшая в общую систему обороны юго-восточной окраин Москов. гос-ва, она была одной из звеньев громадной Белгородской черты (г.Белгород, Новый оскол, Острогожск, Воронеж, Орлов, Усмань, Романов, Козлов, Тамбов и др.) Остатки Усманского вала сохранились до наших дней.
Татарские набеги 40-х г. VIII в. обнаружили в пограничной защитной черте много слабых мест. Укрепленные города далеко стояли друг от друга и отряды ратных людей, высылаемые из городов по тревоге, не могли всюду поспеть вовремя, надолбы же представляли для врага недостаточно стойкое препятствие. Поэтому с осени 1644г. Москов. прав-во приступило к разработке плана более надежной защиты степных окраин. При этом учитывалось и мнение служилых людей с окраины, отовсюду обращавшихся к Москве с просьбами оборонить их от вражеских набегов. Усманцы в своей челобитной писали: «К нашим селам и деревням бывают приходы татарские беспрестанные и нас побивают, а иных и жен, и детей в полон, поймали многих людей, и хлеба сеять не дают, а который был посеян и тот на полях застоял».
В Разрядном Приказе 15 января 1645г. вынесено постановление: «Государь указал, и бояре приговорили в Воронежском уезде в Усманском стану на речке на Усмане и на речке Боровой для сбережения от приходу воинских людей поставить острожки и всякие крепости, которыми места татаровья ходят войною в Воронежской и в елецкой, и в лебедянский уезды». Для руководства усманским оборонным строительством назначался воевода Степан Михайлович Вельяминов, это было не случайно, т.к. Вельяминовы владели землями в Козловском уезде, а это совсем рядом, один из Вельяминовых был в 1640г. воеводою в Воронеже, а сам С.М.Вельяминов в 1626-27г. служил при царском дворе и царь, уезжая на богомолье, оставляет «на Москве быт и на государевом дворе» дневать и ночевать среди других дворян и С.М.Вельяминова.
В воскресенье 1июня 1645г. было положено основание г.Усмани. В этот день воевода Вельяминов «велел острог делать и башни рубить» и уже к 1 ноября 1645г. в «ногайской степи» у р.Усмани высились стены и башни нового города или «желтого острога», так называли такие поселения.
На месте нашего села в то время еще было «дикое поле» - «ногайская степь». Не обошли наш край и события связанные с крестьянской войной под предводительством Степана Разина.
До 1700г. на наш край совершили набеги как татары, так и калмыки, были серьезные столкновения. Еще в 1700г. были получены сообщения о появлении калмыков у рек Хопер и Битюг, но они уже не представляли серьезной опасности. В эти годы военные действия переключились далеко на юг, к берегам Азовского моря и Усманская черта, тем самым,потеряла свое оборонное значение. Городки уже стояли без караулов и все укрепления за ненадобностью не возобновляемые, мало по малу приходили в совершенный упадок.
Становилась излишней усиленная сторожевая служба, сокращались караульные. Взамен военной службы вводился особый налог по рублю с человека. Эти «рублевые деньги» шли на содержание регулярного войска, новых ратных людей, заменивших прежних стрельцов, казаков полковых и сторожевых. Усманский край начинал жить мирной, однако, полной тяжелых трудов жизнью
Записанные на службу во вновь устроенные города, Охочие люди наделялись по месту своей службы землей, которая так и называлась «поместной», а владельцы ее помещиками. Таким путем государство приобретало одновременно воинов, оборонявших страну от нападений кочевников, и хлебопашцев, поднимающих степную целину и снабжающих страну хлебом.
Размеры земельного надела различным категориям служилых людей были не одинаковы. Стрельцы, пушкари, сторожевые казаки получили по 12 га, полковые казаки и дети, боярские по 30 га. Владение землей было общинное, с распределением по жребию. Но отдельные люди за особые заслуги получали большие земельные наделы (до 210 га), они пользовались трудом крепостных крестьян. Подавляющее же большинство служилых людей фактически были однодворцами, непосредственно со своими чадами и домочадцами. С начала 18в. началось продвижение все дальше на восток, на берега степных рек Байгару, Матренку, Плавицу, Чамлык, Битюг, ставшие теперь безопасными от набегов кочевниками.
Озимое поле усманцы засевали рожью, яровое - овсом. Гречиха и яровая пшеница сеялись очень редко, а просо вовсе отсутствовало. Рожью и овсом питались усманцы сами, переделывая овес в крупу и толокно, платили ими свой, «продналог» - по 9 мер со двора на содержание московского стрелецкого войска (стрелецкий хлеб) и донских казаков, расплачивались с духовным и приказным людом. На приусадебных участках разводили коноплю и хмель. В огородах высевали горох. Садов не было. Яблоки к «яблочному спасу» привозили из Воронежа. Ни по улицам, ни по дворам деревьев не сажали. Нередко случались и недороды, вызванные засухой, суховеями из степей юго-востока. Из неурожайных годов документы отмечают 1649, 1659, 1674, 1676, 1691, 1695 годы. Особенно неблагополучен был 1659 год, которому предшествовал двухлетний неурожай и 1649г. когда посевы были опустошены налетом саранчи, налет саранчи был и в 1691г. Вследствие неурожая 1674г. хлебный налог с усманцев был уменьшен на половину.
Большую роль в хозяйстве играло животноводство, чему способствовало обилие выгонов и сенокосных лугов. Документы свидетельствуют, что во время налетов татары уводили множество лошадей и другого скота.
Для закупки скота в наш край приезжали промышленники даже из далекой Тулы.
Распространенным занятием было пчеловодство: за медом приезжали торговцы из Воронежа, закупая его пудами.
Усманские реки и озера были богаты рыбой. Еще задолго до заселения края они привлекали промышленников-рыболовов. В реке Воронеже ловился даже осетр, заходивший сюда из Дона. Сазаны, щуки, лещи и прочие вывозились с улова возами.
Избыток хлеба вызывал оживленную винокуренную промышленность. Вино вывозилось в донские казачьи городки сотнями ведер. Были общественные бани. Никаких других промышленных предприятий в Усманском уезде не было. Как и во всем Московском гос-ве среда и пятница были торговыми днями. В эти дни местные торговцы выносили ящики с товарами. Торговые отношения совершались в основном в зимнее время по санному пути, в другое время из-за отсутствия сносных дорог, торговля почти замирала. Широко процветало коробейничество - торговля в разнос по селам и деревням.
Ведро вина стоило 50коп, а варение пива, включая стоимость хлеба, хмеля, дров и работы ,в 5-8коп, а продавалось по13-16коп за ведро. Население нашего края платили многочисленные налоги и повинности. На содержание ямщиков был утвержден 2Ям» - по 8коп с каждого двора.
Одним из прямых налогов в Московской Руси являлся установленный с 1622г. сбор «стрелецкого хлеба», шедший на содержание в Москве стрелецкого войска. Кроме того, существовал ежегодный сбор хлеба для «Донского отпуска» - так называлась постоянная отправка хлебных запасов донскому казачеству и вспомогательному войску на Дону.
С каждого двора собиралось по четверти ржи и столько же овса. Собранный хлеб перерабатывался самими же налогоплательщиками: рожь в муку, а овес - в крупу и толокно. Все это заделывали в рогожные четвертные кули и по первому зимнему пути отвозили в Воронеж на житенный двор. По вешней воде хлеб из Воронежа на плоскодонных судах «стругах» направлялся на Дон. Каждый струг поднимал по 200 четвертей хлеба и был длиною от 30 до 35 метр. Строили струги по р.Воронеж на ряде пристаней Казинской, Добринской, Сокольской и др. Умение строить струги впоследствии очень пригодилось. Когда Петр основал в нашем крае и в Воронеже вер фи
В 1679г. в Московском гос-ве был введен денежный налог. Обязательной повинностью было отбывание военной службы.
С середины 90-х гг. 17 столетия усманцы стали участниками большого гос. дела-
строительство первого военного флота. Царь Петр продолжал политику своих предшественников, стремился обезопасить границы гос-ва - от набегов крымцев, но в то же время и получить доступ к южному морю. Ближайшей целью его было овладение турецкой крепостью Азовом, откуда Россия могла угрожать Крымскому ханству. Петр, приехав в 1694г. в Воронеж, на месте ознакомился с возможностями построения здесь большого числа судов, необходимых для намеченного похода на Азов. Путь Петра пролегал от Оскольска по р.Воронеж, т.е. мимо усманских лесов. Поэтому вполне возможно, что любознательный Петр в одну из своих поездок в Воронеж побывал и в Усманском уезде.
К постройке большого флота приступили в 1697г. по мере развертывания строительства с каждым годом увеличивалось потребность в рабочей силе. Это была крайне тяжелая натуральная повинность. С ранней осени и до весенне-полевых работ люди надолго отрывались от дома, работая с 5 утра до 8 вечера, должны были сами позаботиться и о собственном пропитании и о корме для своих лошадей. Иногда выдавались кормовые деньги, не превышая 1,5-2 коп. на человека в день. Поэтому понятно общее стремление всякими путями избавиться от данной повинности. Люди скрывались из дома, сбегали с дороги по пути на Воронеж и с работы из Воронежа. Против массовых побегов принимались жестокие карательные меры. Воронеж оцеплялся заставами, воеводам городов предлагалось разыскивать сбежавших, а «сыскав» отослать на работу, а за побеги бить «батогами». Ответственность несли и члены семьи бежавших. Их сажали в тюрьмы.
Тяжелые условия труда способствовали всякие заболевания. С 1700 г. свирепствовала в Воронеже какая-то повальная болезнь, уносившая много жертв. Смертность особенно усилилась в 1703г. Апраскин, возглавляющий корабельное строительство, доносил Петру: «зело много померло, такожде больных множество». Петр отвечал на это, что слышит «о таком божьем гневе уже третий год».
Несмотря на суровые карательные меры, наблюдалось массовое бегство от тягот невыносимой жизни на Урал, На Хопер, на Дон в вольные казачьи поселения.
В 1704г. по городам, приписанным к Воронежскому адмиралтейству (в т.ч. и Усманский уезд) числилось в бегах 3 тыс. чел. На Дон бежали крестьяне от помещиков.
В октябре 1707г. казаки под предводительством атамана Кондратия Булавина напали ночью на один из таких отрядов, действовавших с особой жестокостью ,и уничтожили его. То было начало большого восстания. К восставшим присоединились крестьяне тамбовского и Козловского уездов. В феврале 1708г. волнения перекинулись в Воронежский и др. соседние уезды. Возникали опасения за целость стоящего флота. Многие работные люди бежали к повстанцам. До 500 чел, заготовляющих на Битюге дуб для корабельного дела, поголовно ушли к булавинцам. Восстание охватило громадную территорию в 45 уездах, но повстанцы не имели общего плана действий и царские войска, нанесли им ряд поражений. 7 июля 1708г. был убит К.Булавин. но и после его смерти волнения продолжалось еще долгое время.
В ноябре 1710г. Турция объявила России войну и в связи с этим, предполагался поход наших войск к Черному морю. Поэтому на Дону возобновилось энергичное строительство флота, снова начали работу и под Воронежом. Для похода заготавливали большие запасы провианта. Однако намеченный морской поход не состоялся. В 1711г. неудачный для русских Прутский поход закончился подписанием с турками договора, по которому русские оставляли Азов и должны были срыть все возведенные там укрепления. Азов был оставлен 12 июля 1711г. и вместе с тем был положен конец корабельному строительству на Дону.
Почти до самого конца 17 столетия, пока грозила опасность со стороны кочевников ,жизнь в Усманском крае проходила под защитою укрепленной черты. Сенокосы на «обжитых» лугах за валом, проводилась лишь с вооруженной охраной. Всякие попытки поселиться не в «крепостях» тот час же пресекались.
Заселение края происходило исключительно за счет «новоприборок». Выселок из старых сел почти не наблюдалось: во-первых, из-за малолюдства и достаточной обеспеченности землей. А во- вторых потому, что подворная система взыскания налогов и привлечения ко всяким повинностям заставляла семью со всеми ее домочадцами держаться одним большим двором-хозяйством. После введения с 1718г. подушного обложения смысл такого нарочитого сосредочения в одном дворе. Быстро начинают появляться выселки из старых обжитых мест, выходцы из хутора.
С течением времени поселенцы привыкли к новым местам и оценили по достоинству здешние природные условия. Так здесь возникли Ливонская и Талицкая слобода, села Чамлык, Мордовское, Самовец, Матренка и Ертил.
Петр 1 установил для всех слоев населения обязательную бессрочную военную службу. Дворяне при этом предназначались на выполнение офицерских должностей. Дворянству внушалось, что служба является его главною обязанностью, ради которой «оно благородно и от подлости отлично». Потомственное дворянство давалось и не дворянам: дослужившимся до офицерского чина, а по гражданской службе - чиновникам, достигшим звания коллежного асессора, что соответствовало чину майора. Усманские дворяне первой пол. 19в. - это все потомки детей боярских, подъячих и др. служилых людей.
Большинство усманских дворян были мелкопоместными, владевшие от 20 до 60 душ крестьян.
Появление крупных помещиков в уезде относится главным образом к 80-м годам 18в., когда Екатерина 11 щедро раздавала своим придворным вельможам госуд. крестьян с наделением их соотв. количеством пустующих земель. Пустующих земель осталось значительно меньше.
Многие, наверное, задумывались, почему же наше село носит такое название. Сохранились еще документы проливающие свет на его происхождение. Среди этих документов есть и купчие. Среди них есть и такая: « Копия. 1781 года августа 20дня сия купчая в Усманском уездном суде явлена. За секретаря регистратор Андрей Андреев. Лета тысяча седмьсот (документ цитируется в подлиннике.-Авт.) восемдесят первого майя в десятый день полковник Михайла Алексеев сын Пушкин в роде своем не последний продал я его высокопревосходительству господину генерал-аншефу и разных орденов кавалеру Николаю Ивановичу Салтыкову и наследникам ево недвижимое свое крепостное имение, доставшееся мне по наследству после покойной бабки моей порутчицы Аксиньи Ивановой дочери Федоровской жены Пушкина и отца моего из дворян капитана Алексея Федоровича, и по разделу с матерью моей Сарою Юрьевной и з братом майором Юрьею (Юрием) Алексеевым сыном Пушкиным, состоящее Тамбовского наместничества в Усманском округе,что прежде было Сокольского уезду на речке Плавице деревню Плавицу, Пушкино тож...»
Михаил Алексеевич Пушкин- родной брат бабушки нашего прославленного русского поэта А.С.Пушкина Марии Алексеевны Пушкиной- Ганнибал. Именно ему довелось быть опекуном матери поэта Надежды Осиповны Ганнибал. Таким образом, до мая 1781 года владельцем нынешнего Пушкино ( в документах значится еще и как Плавица- по одноименной реке-Авт.) был деде поэта по материнской линии М.А.Пушкин. Он и продал свое имение видному сановнику Екатерины Второй Н.И. Салтыкову. Николай Иванович был воспитателем будущего императора России Александра Первого и его брата- цесаревича, великого князя Константина. Мальчики почему-то невзлюбили этого напыщенного вельможу, но были вынуждены подчиняться своей венценосной бабушке.
По экономическим примерам к планам Генерального межевания конца 18 века в Усманском уезде Тамбовской губернии упоминается дача под № 150: «Село Плавица, Пушкино тож, з деревнею Сергеевской господина генерал-аншефа и разных орденов кавалера графа Николая Ивановича Салтыкова», в нем с деревнею 73 двора, по ревизии (ныне перепись -Авт.) 232 души мужского пола 237 женского пола. Согласно примечаниям «Положение имеет село на левой стороне оврага Бузулука и по обе стороны реки Плавицы, на коей пруд, в том числе церковь деревянная Чудотворца Николая , дом господской деревянной, при нем саду нет... Крестьяне состоят на оброке, платят в год з души по семи рублей(по тем временам это большая сумма-Авт.), промышляют хлебопашеством, к чему оне (они) радетельны, землю запахивают всю на себя. Те крестьяне зажиточны, женщины сверх полевой работы прядут лен, посконь, шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления, а отчасти и на продажу». Позднее владельцем села стала Елена Александровна Салтыкова- Голицына. Ее муж Николай Борисович - знакомый Пушкина ,и Бетховена был опекуном своего сына Юрия, к которому перешли владения матери. В те годы в Пушкино насчитывалось 374 двора и здесь проживало 1159 человек. Это было одно из крупнейших селений тогдашнего Усманского уезда Тамбовщины. Здесь был построен спиртзавод за несколько лет до начала Первой мировой войны. Среди владельцев земли в районе села мы встречаем Марию Ильиничну Остен-Сакен- представительницу знатного рода из прибалтийских немцев.
В конце 1775г. был издан закон о преобразовании областного управления. Государство разделялось на 50 губерний, а губернии на уезды. В сентябре 1779г. было образовано Тамбовское наместничество (как одно из самых крупных губерний оно получило такое название), из 15 уездов, в т.ч. и Усманского.
Вновь образованный Усманский уезд охватывал территорию (современных Усманского и Добринского районов Лип. обл..) В таком составе уезд оставался без изменений на протяжении почти полуторостолетий.
Прирост населения образовался в основном за счет переселения помещиками крепостных крестьян из др. губерний. Всего населения было 25.329 чел, крестьян гос-ных 18.593, помещичьих - 6.489. Основная масса крепостного населения, сосредотачивалось в восточной части уезда по р. Плавице и Чамлык и частично по течению Байгоры.
Изобилие земли в уезде способствовало усиленному занятию хлебопашеством. Тучный чернозем создавал условия для хорошего урожая. При установлении в 1781г. Гербов для губерний и уездов Усманскому уезду был присвоен герб, на котором в верхней половине изображен герб Тамбова (улей на лазерном поле с 3-мя пчелами над ним), а в нижней - на голубом. Поле сложенная из снопов копна хлеба «в знак изобилия оного в сей стране».
По сравнению с 17 столет, когда усманцы засевали лишь рожь да овес, теперь появилось много новых культур. Большое значение приобрела гречиха, просо, лишь в помещичьих хоз-вах высевалась пшеница и лен. Ячмень не сеяли. Уезд выдавал значительное количество товарного хлеба. Хлебная торговля в крупных размерах велась не только с соседними городами - Воронежом, Задонском, Липецком, отправлялись усманцы с хлебными обозами в далекую по тем временам Москву. Хлебную торговлю забрали свои руки местные купцы и промышленники, скупавшие хлеб на корню, молоченый и немолоченый, дававшие деньги под урожай будущего года и арендовавшие землю у помещиков под посевы. Продажа хлеба являлась источником существования для многочисленных помещиков, жестоко эксплуатирующих своих крестьян, принуждая их к повседневной барщине. Желание получить больше хлеба вело к усиленному распахиванию земли. Бойко шла торговля лошадьми, скотом.
С давних времен через уезд проходила большая скотопрогонная донская дорога, по которой ежегодно из степей в Москву прогоняли до 80 тыс. голов КРС.
Во второй половине 18в. стол. В уезде стали появляться помещичьи конские заводы, много их было в имениях по Плавице, где было изобилие для выпаса. Если раньше в уезде было 2 ярмарки (в Усмани, Демшинке), то теперь появились новые, в т.ч. Троицкая (в Новочеркутино), в Т-Чамлыке, Княжей Байгоре и т.д. (всего стало 8 ярмарок). В этих селах проходили еженедельные базары.
Крестьянская война под предводительством Пугачева, захватившая соседние уезды, Усманского уезда не затронула. Волнения, конечно, были, имеются указания, что в Елецком, Липецком и Усманском уезде появились вербовщики из пугачевцев для агитации среди крестьян и наборы в отряды. О том, что особого беспокойства местные помещики не испытывали, свидетельствует то обстоятельство, что из Усмани в это время были переброшены пушки в Новохоперскую крепость, находившую под угрозой нападения.
Но зато своеобразным протестом против чинимого помещиками произвола было развитие разбойничества. Разбойные люди водились и в наших местах. Наводя страх на имущих, в глазах бедного люда они являлись как бы народными мстителями, борцами за справедливость.
Сохранился рассказ о разбойнике Кристове . Между селами Пушкино и Богородицким в старые времена по реке Плавица был лес, через который проходила большая дорога. Разбойник Кристов, живший в логу, посыпал дорогу песком и по следам колес узнавал едет богач с шипованными колесами или бедняк с колесами не шипованными. За богачом гнался и отнимал добро, а бедным наоборот помогал. На берегу реки у него под Ветлой у оврага был привязан спущенный в воду бочонок с золотом.(по словам врача М.П.Трунова в селе 2 Богородицком в 1925г.)
В ноябре 1796г. умерла императрица Екатерина 11. На престол взошел ее сын Павел, враждебно настроенный ко всем порядкам предшествующего царствования. Его новшества коснулись и административного управления, было 50, а стало 41 губерния, а указом от 12 апреля 1798г. г.Усмани и уезд присоединился к Липецкому уезду, но после убийства Павла и воцарения Александра вновь были пересмотрены административные границы и в качестве уездного города вновь был восстановлен г.Усмань. Ко всей этой возне оставалось равнодушным крестьянство уезда. На какое-либо облегчение своей жизни от перемены власти оно не могло рассчитывать. Сохранялись без изменений тяжелые повинности, произвол и поборы от большого и малого начальства, бесправное положение под гнетом помещиков - крепостников.
ВОЙНА 1812г.
Вскоре после восстановления Усманского уезда усманцам, вместе со всем народом, пришлось испытать тяготы военного времени. В июне 1812г. 600 тысячная армия Наполеона вторглась в пределы России, началась Отечественная война против иностранных захватчиков. К тому, что наши войска где-то воюют, было привычным делом для русских людей того времени. Наши армии сражались на немецкой земле, в горах Швейцарии, на Кавказе, в Молдавии, воевали на суше и на море, но все это было где-то за рубежом, и не было случая, чтобы враг очутился на нашей земле, в самой глубине ее. Тогда не существовало телеграфа, газет было мало, и до народа они не доходили. Однако слухами о том, что творилось на свете полнилась земля и сто устная молва, доходившая до усманцев, передавала, что французы покоряют один народ за другим, а их непобедимого императора называли ,чуть ли не антихристом, предшественником конца света.
В наших краях война стала чувствоваться, особенно в сентябре, после занятия французами Москвы. Царский манифест 18 июля включал Тамбовскую губернию в число обязанных немедленно собрать ополчение. Тем не менее, на дворянском губернском съезде было решено выставить от губернии 5000 ополченцев и начать сборы пожертвований провиантами и деньгами. Начальником ополчения дворяне избрали престарелого адмирала, прославленного флотоводца Ф.Ф.Ушакова, проживавшего в своем тамбовском имении. Но адмирал, которому было под 70 лет, отказался по слабости здоровья.
Более энергичная подготовка ополченцев началась в сентябре, когда главнокомандующий М.И.Кутузов стал спешно готовить резервы для укомплектования армии. В тамбовской губернии собрали 12 тыс. пеших и конных ополченцев, которые удивляли своих начальников успехами в освоении военного дела. Тамбовские полки, куда входили и мобилизованные усманцы, своей выучкой, мужественной храбростью в боях, заслужили местную похвалу фельдмаршала М.И.Кутузова.
Как всегда, война особенно тяжело ложилась на плечи трудящихся. После того, как враг, наконец, был разгромлен, в торжественном манифесте по случаю окончания войны, царь благодаря все сословия за проявленный патриотизм и давая им разные льготы, крестьянам уделили всего одну строчку: «Крестьяне, верный наш народ, да получит мзду от бога». Но это царское «бог подаст», на крушение всех своих чаяний крестьяне ответили возрастающим подъемом волнений и восстаний.
КРЕПОСТНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Крепостное население уезда резко начало увеличиваться со 2-ой половины 18в. когда вельможи Екатерины 11 Салтыков, Гагарин, Мельгунов и др. перевели сюда на «пожалованные им земли тысячи своих крестьян из других губерний. Из 225 населенных пунктов уездами крестьянами были заселены 134, причем в нашей восточной части их было большинство, т.к. здесь было крупное землевладение.
Земля помещика делилась на барскую и крестьянскую, крестьяне получали на тя гло (муж с женой) 6 десятин пахотной земли под конопляник и покосы. За пользование землей крестьяне выполнили или платили оброк в 20-30руб. серебром. Обработку господской земли крестьяне производили на своих лошадях и своим инвентарем. На своих же подводах возили барский хлеб на базары в Усмань, Новочеркутино, Талицкий Чамлык.
Начиная с 20-х гг. благодаря появлению парового флота, в Европу, которая являлась главным потребителем нашего эскортного хлеба, стали завозить много заокеанского хлеба из Америки, Египта. Цена на международном рынке вследствие этого снизились, и помещичьи хозяйства переживали тяжелый кризис. Многие закладывали свои имения вместе с крепостными крестьянами. Некоторые помещики пытались найти выход путем устройства в имениях промышленных предприятий
В уезде появились сахарный завод, 4 кирпичных завода, 27 водяных и 10 ветряных мельниц, 4 крупорушки , 2 маслобойных завода, 27 молотильных машин. Большой спрос был на шерстяные ткани, поэтому многие помещики стали разводить тонкорунных овец.
Выгодным было занятие коневодством, в уезде имелось 35 конных заводов. Наиболее крупные заводы, 100 и более лошадей были у помещиков Вяземской (150), Скуратовых (120), Охотниковой (102), Теропигоревых (100). Все эти предприятия обслуживались даровым трудом крепостных людей в условиях жестокой их эксплуатации.
Уроженец Усманского уезда писатель С.Н.Терпигорев в очерках, вышедших под общим названием «Потревоженные тени» приводит потрясающие картины бесчеловечного, издевательского отношения крупных и мелких владельцев к своим крепостным: продажа одиночками и семьями на своз, закование в кандалы, запаривание плетьми, травля собаками. Но если в этих очерках и др. литер. произвед. мы знакомимся с художественно-обобщенными образами крепостников, то архивные документы сообщают об опред. лицах, оставивших о себе недобрую память.
Сохранилось следственное дело еще об одном насильнике-крепостнике, князь Юрий Ник. Голицын, владевшем в усманском уезде селами Ново-Черкутино, Пушкино мн. деревнями. Ю.Н. Голицина вошло в историю русского музыкального искусства, как талантливого дирижера, создавшего замечательную хоровую капеллу из 132 человек его крепостных крестьян. Заслуги Голицына в пропаганде за границей русской нац. музыки - осветил А. Герцен в одной из статей «Колокола» и посвятил ему одну из глав «Былое и думы». Но сколько слез и крови пролили певцы из крепости капеллы, доставляя своему барину-меломану славу, между тем безжалостно расправлявшемуся со всеми неугодившеми ему. В 1854г. возникло судебное дело по обвинению Голицына «В дурном обращении с крепостными людьми и в разных неблаговидных поступках». Материалы следствия рассказывают об утонченной жестокости этого любителя музыки. Он приказывал давать провинившимся до 1000 ударов розгами. Помещал людей на пятиярусную башню у ворот усадьбы, оставляя там без пищи по несколько дней, несмотря ни на какую погоду. Собственноручно мазал дегтем стариков, женщин, детей. Играя на бильярде, приказывал тут же, для развлечения сечь девушек. Иногда ему доставляло удовольствие загонять девушек в реку, а потом их заставлял бегать голыми по мелу.
Один из свидетелей показывал: «Крестьяне Голицына самые несчастные и угнетенные существа, которые имеют имущества свои и саму жизнь ежедневно в опасности».
И хотя преступные деяния Голицына были очевидцы, он остался безнаказанным, т.к обвинения признали «преувеличенными». Мало того в 1856г. во время царского коронования, Голицын выступал в Москве с концертами своего крепостного хора и получил похвалы царя и восторженные отзывы слушателей об этом музыкальном «чуде».
Крепостники, пользуясь безнаказанностью, расправлялись не только со своими людьми. О том же Голицыне на следствии рассказывалось, что если при встречи с ним какой-либо священник или мелкий купец по рассеяности забыл снять шляпу, этот надменный князь неизбежно приказывал наказывать их розгами.
И в тоже время у нас есть документы, рассказывающие об этом же князе Ю.Голицыне прямо противоположные вещи.
В рукописном отделе Пушкинского дома хранятся дневники П. Д. Дурново за 1835- 1861 годы. В них есть такая запись от 8 декабря 1858 года: "Князь Юрка Голицын, камергер, передавал статьи против правительства в Лондон, к Герцу (Искандеру); его раскрыли и выслали в провинцию..."
Ю. Н. Голицын познакомился с А. И. Герценом в 1858 году, когда гастролировал по Европе с русской хоровой капеллой. Состоялись выступления хора и в Лондоне, где в то время жил Герцен. Концерты, организованные Голицыным, произвели' на Герцена большое впечатление. Позднее, когда Юрий ^Николаевич возвратился на родину, между ними завязалась дружеская переписка.
Сиятельный князь, аристократ, с удивлявшей многих легкостью , отказался от почетных должностей и целиком, со всей страстью, отдал себя музыке.
Обладая сотнями душ крепостных, князь тяготился обязанностями помещика. В Россия были известны его смелые антикрепостнические взгляды, он неоднократно пытался отпустить своих крестьян на волю, однако, всякий раз встречал решительное противодействие властей.
Идеи, пропагандируемые "Колоколом" (в частности, отмена крепостной зависимости), воспринимались Голицыным с сочувствием. Издаваемая Герценом газета регулярно публиковала на своих страницах критические заметки и статьи, поступавшие от корреспондентов из России. Одним из авторов был Голицын. Несколько его писем было опубликовано в разделе "Смесь".
Хотя заметки появились без подписи, об авторе их стало известно. В конце ноября 1858 года Голицына сослали в город Козлов под надзор полиции.
Человек волевой, неукротимый и свободолюбивый, Голицын не смог смириться с положением узника. Он решил бежать. Спешно освободив своих крестьян от барщины, Юрий Николаевич в феврале 1960 года, воспользовавшись фальшивыми документами, с большими предосторожностями выехал за границу. Окольными путями, исколесив
пол-Европы и побывав даже в Африке, он добрался, наконец, до Лондона, где и обосновался. Вскоре, однако, правительство объявило об изгнании "революционера" из пределов России.
В Лондоне продолжалось его знакомство с издателем "Колокола" (оно красочно описано в одной из глав романа-хроники А. И. Герцена "Былое и думы").
В качестве дирижера здесь же созданных им хора и оркестра Ю, Н. Голицын дал за границей около 260 концертов. Об одном из выступлений Герцен писал в "Былом и думах": "Концерт был великолепный. Как Голицын успел так подготовить хор и оркестр, это его тайна - но концерт был совершенно из ряду вон.... Все шло прекрасно".
В опубликованной в "Колоколе" статье "Русская музыка в Лондоне" А. И. Герцен, указывая на большое значение этих концертов в пропаганде русской национальной культуры, отмечал их "решительный, огромный успех". Они стали событием в культурной жизни Англии.
Общение с Герценом, несомненно, повлияло на мировоззрение Голицына. Летом 1960 года Юрий Николаевич сочинил и подарил писателю пьесу для фортепьяно в четыре руки - "Вальс Герцена".
В Лондоне, весьма и весьма стесненный в средствах, "просвещенный любитель музыки", как называли его современники, истратившись на организацию концертов, сильно задолжал и угодил за это в тюрьму, откуда полисмен ежедневно привозил его на очередное дирижирование, а затем сопровождал обратно. Материальная помощь родственников спасла его от дальнейшего заточения.
В 1862 году правительство позволило Ю. Н. Голицыну вернуться на родину. Но доверие к нему было окончательно подорвано. Он был вынужден поселиться в Ярославле, фактически на положении поднадзорного ссыльного.
Этим и закончилась его "политическая деятельность", начавшаяся тайным корреспондентом "Колокола".
Прогрессивно мыслящим людям России давно было ясно, что назрела настоятельная необходимость отмены крепостного рабства, дабы не дожидаться второй «пугачевщины».
В марте 1856г. Александр 11, приехав в Москву на коронование, обратился к депутации от Московского дворянства со словами: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Тогда же царь предложил дворянам подумать о том, как привести это в исполнение.
КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861г.
От слов о необходимости освобождения крестьян правительство, наконец
перешло к делу. Был создан главный комитет по крестьянскому делу, а в помощь ему, летом 1858г. созданы «губернские комитеты для составления проекта положения по предмету устройства быта помещичьих крестьян». Этот комитет состоял из близкой к правительственным кругам крупно владельческой знати, настроенной в основном консервативно.
В конце концов Александр11 откровенно заявил: «Все, что можно сделать для ограждения выгод помещиков, сделано». «Положение и царский манифест» о нем подписаны 19 февраля 1861г, но опубликованы были лишь 17 марта, т.к. власти справедливо опасались возможных волнений, оснований для которых было предостаточно
Согласно «Положению» освобожденные крестьяне немедленно получили личные права, право приобретать собственность, вступать в браки т.д. Но вся земля, находящаяся до того в пользовании у крестьян, признавалась собственность помещиков.
По «добровольному» соглашению крестьянам выделялась в пользование усадебная земля и полевой надел, размеры которого определялись в зависимости местных условий. До тех пор, пока не выкупят эту землю, крестьяне обязаны были выплачивать за нее ежегодный оброк помещику и выполнять барщину. Им присваивалось наименование «временно обязанных». По усманскому уезду наибольший на душу определялся в 3,25 десятин, с оброком за него в 9 руб. барщину за пользование землей обязаны были выполнять все мужчины с 18-55 лет по 40 дней в году, а женщины 17-50 лет по 30 дней. Летом работать по 12 часов, зимой - по 9 час.
Выделение земли и передача ее крестьянам, определение платежей и повинностей за пользование его оформлялись «уставными грамотами» - соглашением между помещиком и крестьянским образом. Все эти процедуры выполнялись мировыми посредниками, назначенными губернатором из кандидатов. Выдвинутых дворянами.
Понятно, что помещики выдвигали таких кандидатов, какие могли постоять за их интересы. По нашему уезду мировыми посредниками были утверждены богатые землевладельцы М.А.Охотников, А.В.Наумов.
Писатель С.Н.Терпигорев пишет о своих очерках, что мировые посредники при составлении «грамот» и «описей» допускали всевозможные махинации. Земля отводилась крестьянам по усмотрению помещиков, неудобная, выдавалась за удобную, размеры дореформенного надела определялись на глазок. Запрещалось, крестьянам требовать наделы в одном месте и земля нарезалась клочками. Зачастую крестьяне отказывались подписывать такие грамоты.
Крестьянские волнения проходили в Липецком, Усманском, Моршанском уездах.
Правительство поспешили поскорее оформить выкупные сделки на землю, принять на себя оплату помещикам 80% выкупной суммы. Крестьяне же должны были выплачивать казне эту сумму в 49-летний срок ежегодным выкупными платежами. Только в 1906г Николай 11 напуганный крестьянским движением «простил» крестьянам их за должность.
Результаты реформы, проведенной в интересах помещиков, были массовые аграрные волнения, которые не обошли стороной наши села.
В частности летом 1905 года в с.Пушкино удалось погасить выступление крестьян только с помощью казаков. Крестьянский "мир" в 1913 году владел 937,7 десятинами пашни, 176 десятинами лугов и выгонов. Подушный надел составлял 3,8 десятины, меньше чем в других селах Усманского уезда. В хозяйствах содержалось 309 лошадей от 1 года до 12 лет, 886 овец, 98 свиней. Село по-прежнему считалось крупнейшим в уезде. Здесь имелось почтово-телеграфное отделение, где проходила почти вся почта этой части уезда. Дважды в день, в шесть тридцать утра и в пять пятнадцать вечера, служащие почты отправлялись на станцию Хворостянка к прибывавшим поездам, следовавшим в сторону Грязей и Царицына.
17-й год приближался. В уезде продолжались аграрные волнения. Пылали помещичьи экономии. Самочинные "земельные комитеты" диктовали свою волю, и новочеркугинцам, как и всей крестьянской России, пришлось пережить и гражданскую войну (здешние земли также опалены крестьяским восстанием под предводительством А. С. Антонова), НЭП, раскулачивание, коллективизацию, войну, разруху - всю горькую историю 20 века.
Совхоз «Отрада» был создан 23 июня 1919 года после постановления Ново-Черкутинского волостного Совета об отводе земельного участка для советского хозяйствования из бывших имений Дерибезовых и Голицыных.
В соответствии с ленинским декретом о «Племенном животноводстве» в 1923 голу создается племенное хозяйство, оно было в числе десятин, созданных по стране. Первые годы становления совхоза это было самое тяжелое и голодное время. Свиноводство начиналось развиваться с 30 свиноматок. Год за годом поголовье росло, все работы свинарки выполняли вручную, ведрами выносили навоз, приносили корма, сами заготовляли, таскали на себе солому. Только в 30-е годы появился первый трактор, потом появился комбайн.
Строительство на селе, это звено, без которого бессмысленно говорить о каком-то движении вперед. Если вспомнить облик села 70 лет назад, то это были маленькие домишки, крытые соломой, примитивные скотные постройки.
1910 году был построен спирт завод. Сырьем для производства спирта являлся картофель, который закупали у крестьян и собирали со своего поля. Начальником стройки был Степан Павлович Светлицын. Перед пуском завода приезжал сам князь Голицын. При его встрече от Хворостянки до Пушкино всю дорогу устилали ветками, а когда он приехал в Пушкино его встречало очень много народа. Каждой женщине он дарил платки, а мужчинам -деньги. Так вспоминает Ярова Евдокия Ивановна. После того как освятили, завод его пустили. Работали в одну смену, в основном мужчины.
На сегодняшний к сожалению спиртзавод не работает, и никогда больше не заработает.
СЕЛО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 41-45гг.
Страна охваченная единым порывом строилась, крепла, осуществляла величественные планы.
Вероломное нападение гитлеровской Германии нарушило мирный труд советских людей. Гитлеровские дивизии и армии, опираясь на военно-промышленный потенциал всей покоренной Европы, ринулись на нашу страну.
Уничтожить, сжечь, стереть с лица земли! - вот откровенный смысл всех приказов гитлеровского командования. Орды головорезов разрушали на своем пути все, что мы на протяжении двух десятилетий создавали с таким трудом и любовью. Они рвались все дальше на восток, оставляя после себя выжженную» мертвую землю», трупы, развалины, горе. Они торопились, они привыкли на западе к легким и быстрым победам. Им казалось, что советская страна перестанет существовать. Просчитались!
Весь советский народ поднялся на защиту своей Родины, на защиту завоевания Октября.
22 июня 1941 года черной датой врезалось в память пушкинцев. Ранним воскресным утром, когда с востока взошло солнце, с запада хлынули на нашу землю черные фашисты. Пушкинцы от старого да малого поднялись на защиту любимой Родины. Пушкинцы чтут память 342-х погибших односельчан, имена которых увековечены
на памятнике, установленным в селе.
Послевоенный период
По окончании войны восстановление и развитие народного хозяйства села приняло широкий размах. В послевоенный период с/х производство получает тракторы, комбайны, сеялки. Труженикам села широко развернулось социалистическое соревнование за получение высоких урожаев зерновых культур и роста животноводческой продукции.
За годы советской власти значительно поднялось благосостояние жителей села. Большой размах приняло жилищное и культурное строительство. На месте низких изб появились большие красивые дома, пушкинцы зажили богаче. В селе были построены магазины, медпункт, почта,ДК, Построено новое трехэтажное школьное здание.
Сельскохозяйственными предприятиями на нашей территории на сегодняшний день являются п/у «Отрада» ООО Добрыня и ООО «Отрада Ген», 7 КФК
II часть- экскурсионная
История освоения с. Пушкино уходит своими корнями в далекое прошлое. с.Пушкино как окраинное, подвергалось особенному опустошению. С ранней весны в степных просторах появлялись татарские кочевья, располагавшиеся по берегам здешних рек. Смешавшись с половцами, татары переняли их язык.
В сентябре 1779г. было образовано Тамбовское наместничество из 15 уездов, в т.ч и Усманского. В1786г. в уезде насчитывалось 36 сел, 25 селец, 94 деревни. Среди новых возникших недавно было и с. Пушкино.
Архивная справка: Сведения по истории с. Пушкино Усманского уезда, Тамбовской губернии.
В справочнике «Тамбовская губерния список населенных мест по сведениям 1862г.» указывается, что в с. Пушкино-число дворов-150, жителей соответственно-597-мужского пола, 672-женского пола, имеется церковь, а так же мельница. В с. Пушкино в 1877г. проживало 1953 человека. В «Списке сельских обществ и частей селений Тамбовской губернии» указывается, что бывшем владельцем крестьян с. Пушкино является, помещик Остен Сален.
В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» представлены следующие данные с. Пушкино.
Церковь: каменная, построенная в 1800г. на средства князя Голицына. Престол во имя Дмитрия Ростовского. Дворов 400, великороссы, землевладельцы имеют земли по три десятины на душу. Две школы: церковно-приходская и земская, обе одно-классные, смешанные. Есть небольшая церковная библиотека. Штат: священник, диакон, псаломщик. Земли - две десятины усадебной и 32 десятины пахотной, в двух местах, в двух верстах от церкви. Земля дает годового дохода до 400руб. Братский годовой доход от 900 до 1000руб.
1887г.- с. Пушкино-школа 106 ученика.
В эпоху освобождения крестьян с. Пушкино принадлежало князю Голицыну, самому крупному землевладельцу.
Затем Пушкинское имение принадлежало, графине Остен Сален, владеющей 3000 десятин земли. 16-17 февраля 1918г. в Усмани состоялся V крестьянский съезд, постановивший распределить землю по едокам. У всех, владеющих ею сверх установленной нормы, излишек отобрать для наделения безземельных или малоземельных, а для организации культурных хозяйств образовать соц. фонд. Одним из таких культурных хозяйств, стало бывшее имение Дерибезовых, находящееся вблизи хутора « Отрада». Имение О. Н. Деребизовых располагалось на берегу р. Плавица. Для своей дочери Дерибизов решил сделать уголок отдыха, восточнее усадьбы был вырыт пруд, заложен парк, сделаны постройки. По приезду из Москвы дочь была очарована этим уголком природы и воскликнула: «О, какая отрада». С тех давних пор и произошло название, старую усадьбу назвали « Большая отрада», а вновь построенную « Малая отрада».
Один из братьев Дерибезовых умирает до 1907г., второй после революции. Его жена спешно уезжает, усадьба остается крестьянам. Совхоз « Отрада » был создан 1919г. после постановления НовоЧеркутинского волостного Совета об отводе земельного участка для советского хозяйствования из бывших имений Дерибезовых и Голицыных.
В 1923г. создается племенное хозяйство, оно было в числе девяти, созданных по стране. Первые годы становления совхоза - это было самое тяжелое и голодное время. Свиноводство начиналось развиваться с 30 свиноматок. Год за годом поголовье росло, все работы свинари выполняли вручную, ведрами выносили навоз, приносили корма, сами заготавливали и таскали на себе солому. Свинарки 30-50г. вспоминают, как они гоняли свиней на ст. Хворостянка к отправке. Другим приходилось гнать свиней в г. Мичуринск на сдачу государству. В 1910г. в с. Пушкино был построен спирт завод. Сырьем для производства спирта являлся картофель, который закупали у крестьян и собирали со своего поля. Перед пуском завода приезжал сам князь Голицын. При его встрече от ст. Хворостянка до Пушкино всю дорогу устелили ветками, а когда он приехал, в Пушкино его встречало очень много народа. Каждой женщине он дарил платки, а мужчинам - деньги. Работали в одну смену, в основном мужчины, в н.в. на заводе работают в три смены.
На территории совхоза размещено 5 отделений: Б.Отрада, М. Отрада, Пушкино, Слава, им. Ленина.
Не только своими тучными черноземами богата Добринская Земля. Знаменита она людьми, вышедшими из народной гущи. В разное время на этой земле нашли приют М. Горький, А. Эртель, А. Воронский. Эта земля породила писателей с. Терпигорева, В. Титова, М. Домогацкого. Для нас пушкинцев дорого имя писателя, ныне частично забытого А. А. Бахарева. Он родился 11 июня 1911г. в большом зажиточном с. Пушкино в семье волостного писаря.
Храм во имя Дмитрия Ростовского-главная достопримечательность нашего села
|
4 октября 2008 года в селе Пушкино Грязинского района Липецкой области Преосвященнейшим Никоном, епископом Липецким и Елецким, был освящен престол храма в честь святителя Димитрия Ростовского. Однокупольная церковь с одним престолом в честь святителя Димитрия Ростовского в селе Пушкино была возведена в 1800 году на средства князя Голицына. Вот, что пишется о ней в архивных документах: «Колокольня об одной главе, крест на ней железный, вызолоченный». Архитектура храма разрабатывалась с учётом создания наилучшей акустики, так как строился он специально для крестьянского хора князя. В 37-м году прошлого века представители советской власти храм закрыли, сбросили крест и колокола, разграбили алтарь и приспособили приход под зернохранилище. Но, Милостью Божьей, и эта, очень уютная, светлая церковь вновь открыта. 5 лет потребовалось настоятелю храма иерею Олегу Дятчину, чтобы вернуть всё на «круги своя»: установка купола, покрытие крыши, внутреннее благоустройство храма и многое-многое другое. Все восстановительные работы проводились на средства местных жителей - предпринимателей и простых прихожан.
По левую сторону от оживленной трассы Добринка-Липецк вольно раскинулось село Новочер-кутино. Некогда здесь проходил шумный Донской тракт, носивший еще вполне определенное название "Скотопрогонный"; гнали по нему гурты скота. Но-вочеркутино сегодня - рядовое село, ничем не примечательное. А некогда это был крупный волостной центр, славившийся своими ярмарками, и особенно знаменитой - Троицкой. Но знаменито оно и тем, что тут жили и бывали люди необычной судьбы и талантов: музыкант, переводчик, мемуарист, виолончелист Николай Борисович Голицын и его сын Юрий - тоже музыкант, дирижер, создатель певческой калеллы из крепостных крестьян, пленявшей мастерством знатоков не только в России, но в Европе и Америке.
В молодые годы здесь жил и писатель пореформенной России А. И. Эртель, .автор знаменитых романов "Гарденины", "Волхонская барышня", очерков "Записки степняка".,.
Богатство здешних мест - тучные черноземы, которых столетия не касалась соха крестьянина. Освоение здешних ковыльных степей началось в конце XVIII века. Крупный земледевладелец, граф К- И. Салтыков приобрел их у межевой канцелярии. Из Черкутинской волости Владимирской губернии переселил на эти земли 80 крестьянских дворов с населением 756 человек. Точная дата основания Новочеркутино неизвестна. Село было основано на берегу реки Плавица, деревня Александровка - по обе стороны озера Чистого. Еще одна деревня, основанная переселенцами, называлась Плавица-Пушкино. Близлежащие деревни были также немноголюдны. Сергеевка состояла из 12 дворов, а Дмитриевка, на речке Матренке, - из II дворов. Шло время. В перечневом табеле Усманского уезда за 1806 год в селах Новочеркутино и Александровке уже насчитывалось 250 дворов, и здесь проживало 2240 человек. Плавица-Пушкино тоже стало селом: здесь уже 73 двора с 460 жителями. Это были самые крупные села нынешнего Добринского района. В
начале девятнадцатого столетия владелец продал свои земли. Пушкино и Сергеевку приобрела княгиня Е. А. Долгорукова (позднее Пушкино перешло к Голицыным), а Новочеркутино и Салтыки тоже вместе с Александровкой перешли к родственнице графа - Елене Александровне Салтыковой, После смерти Салтыковой владения, по завещанию, должны перейти к сыну Ю. Н. Голицыну. Тут-то и создал Юрий Николаевич певческую капеллу. Его новочерпутинское имение насчитывало 12000 десятин земли с 1090 крепостными крестьянами. Ю. Н. Голицын считался одним из крупнейших владельцев Тамбовщиныы. И достаточно трезвомыслящий: еще до реформы'1861 года он освободил новочеркутинцев от крепостной зависимости, чем снискал славу "вольтерианца" и "якобинца".
В 8169 roдy в Новочеркутино на средства уездного земства была открыта школа для сельских ребятишек. Вскоре открылась аптека, а позже начала работать больница. Последняя считалась одним из крупных лечебных учреждений уезда: смета на ее ремонт составила 12756 рублей сорок копеек. И тем не менее жизнь новочеркутинцев была не идилличной.
Безземелье заставляло многих сниматься с насиженных мест в поисках заработка. Согласно "Сборнику статистических сведений по Усманскому уезду за 1883 год" в Новочеркутинской волости было немало отходников разных профессий - землекопы, кабатчики, калачники, каменщики, кирпичники, кожевники, столяры,кровельщики, кузнецы, охотники, пастухи, сапожники. По данным "Сборника" , промышленность волости была все-таки развитой: имелись крупорушка, кузницы, просорушка, мололи зерно,33 ветряные мельницы, били масло на пяти маслобойнях. В начале XX века в селе насчитывалось 276 домохозяев и проживало 1580 человек.
Графом Салтыковым в селе была построена Троицкая церковь с тремя престолами.
во имя Николая Чудотворца и святых Фрола и Лавры.
С.Хворостянка
ОБУХОВА Н.А.
Великая русская певица Надежда Обухова родилась в Москве, на Пречистенке. Ее отец, Андрей Трофимович - внук знаменитого поэта пушкинской поры Е. А. Баратынского. Мать, Мария Андриановна, родилась и постоянно жила в селе Хворостянка (ныне Добринский район Липецкой области), в имении своего отца, Андриана Семеновича Мазараки. Н. А. Обухова вспоминала: "Первые годы замужества мама жила в Хворостянке - счастливая, жизнерадостная, и в Москву приезжала только для родов... на четвертом году замужества (в 1888 году) мама умерла от быстро развившейся скоротечной чахотки. Скончалась она в Ялте... Гроб с телом перевезли в Хворостянку и похоронили в ограде нашей сельской церкви."
Лучшие годы детства и отрочества Надежды прошли в Хворостянке, где с 1887 по 1899 год она жила у деда. Она очень любила старинный двухэтажный дедовский дом с большой террасой, утопающий в белой кипени вишен, парк с вековыми липами, широкие пруды за садом, а за ним - неоглядные поля, степное раздолье. В бездонном голубом небе неумолчная трель жаворонка. А где-то далеко-далеко, словно на краю земли, еле слышна протяжная, заунывная русская песня. "Музыка и пение с детства были моей стихией, - напишет потом Обухова. ■- Я пела с детства, с тех пор как себя помню, сперва русские народные песни, услышанные мной в деревне Тамбовской губернии (Хворостянке)... Детство, проведенное в русской деревне, среди необозримых полей, оставило след в моей душе. Я с детства сохранила любовь к русской народной песне, широкой и привольной, как наши бескрайние поля..."
С особым теплом и любовью вспоминает певица годы, проведенные в Хворостянке, несомненно давшие ей, как художнику - все. А еще всю жизнь помнила она поездки с дедушкой и его семьей в гости к соседям Охотниковым, Савельевым. Домой возвращались поздно. Летние вечера были теплые. Клонило ко сну. С пастбищ в село возвращалось стадо. В вечерней тишине особенно отчетливо слышалось блеяние овец, мычание коров, пахло парным молоком. А из-за околицы вдруг доносилась песня. Это бабы возвращались с полевых работ. Кучер склонял на бок кудлатую голову, прислушивался, затем останавливал лошадей. - Э-эх ты... Опять Дашюня выводит. На подголосках-то. От, шельма. Недаром, знать, ее бабка первой в хоре князя Голицына в Салтыках была...
От этой протяжной песни все замирало вокруг. И, казалось, нет выше блаженства и счастья, чем стоять вот так и слушать.
Помнила она и поездки на ярмарки в соседние села: в мае -
в Ново-Черкутино, в начале лета - в Лодыгино (ныне Ивановка),
осенью - Княж-Байгору и знаменитую на всю округу - Чамлык-скую (Талицкий Чамлык). Там она слушала песни бродячих певцов, цыган, шарманщиков, принимала участие в хороводах крестьянских девушек. Впечатления юных лет оставили глубо- чайший след в ее песенном творчестве.
"Я Надежду Андреевну очень хорошо помню, - рассказывал
90-летний дед Юшка (Ефим Алексеевич Младенцев), старожил Хворостянки. - До революции она, почитай, кажинный год приезжала. И после не раз бывала. И на могилку к матери. И брат, ее у нас писарем в волостном совете тогда работал. Мы-то жили за прудами, купались в них. Она, бывало, на лодке, с сестрой там или подругой катаются, песенки в полголоса мурлычут. А я как поднырну под лодку, качну се, а у них переполох, визг, смех. Увидят меня, нырнут за мной, а я уже на берегу. Плавал-то я быстро... А в 14-м году продали дом соседней помещице Золиной Марь Федоровне, владелице села Богохранимое, теперь Садовое назвали. Ну а потом школа в доме все время была. Жалко - сломали... И-и-их. И церковь сломали... А храм-то какой! Красоты неописуемой. Глянешь на купола с золотыми крестами, а рука-то сама ко лбу тянется, право слово, для крестного знамения. И от могильных надгробий следа не осталось, как Мамай прошел. Только один пруд и остался, Обуховским называется. Да дерева на усадьбе глухо шумят... "
Рассказ деда Юшки продолжает Анна Ивановна Медведева, бывшая учительница, пенсионерка: "Я работала тогда в школе вместе с Августой Евгеньевной Громовой, ее не только в районе, в области знали как отличного педагога. Она всю любовь отдала детям. Жила в Обуховском доме. Ей и заслуженного учителя присвоили, и орденом Ленина наградили. Талантливая была, таких теперь поискать. Так вот, она была подругой юности Обуховой. А приехала она к нам из Тамбова молоденькой учительницей. С Надеждой и подружилась. В дом часто к ним ходила. Книги у них брала, библиотека в доме Обуховых была громадная. А когда Обухова уехала, переписывались они. Я видела и читала письма Обуховой. Еще она нам показывала и читала стихи Юрия Андреевича, брата Надежды Андреевны. Громова часто ездила к ней в Москву. Рассказывала, что встречала ее Надежда Андреевна всегда с великой радостью. Обнимала и плакала: - Дорогая ты моя Густа, как я рада... ты привезла с собой запахи давно ушедшего детства... Где бы я не бывала, каких бы красот ни видала - про свое Хворостянское приволье никогда не забывала... Пока Громова жива была, могилку матери Обуховой она доглядывала. И Надежда Андреевна к нам ездила. Последний раз приезжала за три года до смерти, в 1958 году. Помню хорошо. Проездом из Феодосии, где она каждое лето отдыхала. Ох, как же она тогда на могилке матери плакала. Словно прощалась навсегда. Припала к земле и рыдала так, что Августа Евгеньевна с Варей (она жила у Обуховой постоянно) перепугались и еле увели се. Горсть земельки родной тогда она с собой взяла. Многие наши-то часто у нее бывали. Вот Тарасов Петр Федорович говорил, что земля хворостянская по сей*день хранится в шкатулке такой... Если б в ее жизни не было Хворостянки - не было бы Обуховой - гениальной певицы. Это нам говорила Громова, мол, так не раз говаривала сама Обухова. Когда речь заходила в беседе о ее таланте, она Августе Евгеньевне говорила: "Вначале была Хворостянка... А потом уже все эти Липманы, Мазетти и прочие учителя-итальянцы. Простые хворостянские бабы, их пение, направили и определили мой путь." Да что и говорить, - продолжала собеседница, - Такого чистого и глубокого, необычайно красивого, какого-то особенно содержательного и проникновенного звучания голоса Обуховой не с чем сравнить! В нем какая-то мягкость, теплота, благородство, трепетность. Он и сейчас звучит у меня в ушах..."
И сама-то была человек большого и доброго сердца. Душевная. С каким-то только ей свойственным обаянием, и какой-то очаровательной искренностью. Это у нее наследственное. У них все такие были. Что мать - сама доброта. Помогала много крестьянам, лечила их бесплатно. Недаром, когда в пятом году жгли помещичьи усадьбы, - Обуховых не тронули..."
'Училась Надежда в Хворостянской земской школе. Ее первыми учителями были Мария Петровна Ситникова, Павел Алексеевич Наливкин. Первые же уроки музыки ей давал дедушка, оказавший значительное влияние на музыкальное развитие будущей певицы. Двенадцатилетняя Надя прекрасно исполняла с ним в четыре руки произведения Шопена, Моцарта, Гайдна, принимала участие в спевках, семейных вечерах, устраиваемых дедом. На них исполнялись русские народные песни, иногда приглашали цыган, которые часто раскидывали свои шатры по берегам речушки Лукавченки. О дедушке Обуховой следует сказать особо. Адриан Семенович Мазараки был человеком передовых взглядов, прекрасный пианист, пропагандист музыкального искусства. Он основал в Воронеже филармоническое общество, любил народные песни, усиленно пропагандировал музыку среди широкого круга населения. Находился в большой дружбе с директором московской консерватории Николаем Рубинштейном. В Хворостянке.. Надежда впервые увидела П. И. Чайковского который также дружил с дедушкой и приезжал к нему в гости. Приезжали в Хворостинку и другае музыкальные деятели: Антон Рубинштейн, Ю. С. Сахановский, Г. Н. Дулов.
В 1899 году дед увез Надю в Италию для укрепления здоровья и учебы. В Ницце она брала уроки музыки и пения у Эллеоноры Липман, ученицы Полины Виардо. Она посетила Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию, Милан. В Монте-Карло слушала Ф. И. Шаляпина, Сару Бернар и других знаменитостей.
Но в 1906 году умер дедушка. Обухова вернулась из Италии и целое лето до конца октября провела в Хворостянке. Здесь она готовилась для поступления в Московскую консерваторию. По окончании консерватории знаменитая Нежданова пригласила Обухову для совместного исполнения дуэтов. Наш земляк, выдающийся пианист К. Н. Игумнов в своих воспоминаниях писал об Обуховой: "Я пленялся свежестью и яркостью ее интерпретации..."
В 1914 году Обухова вместе с мужем П. С. Архиповым, заведующим постановочной частью Большого театра, ушли на фронт Первой мировой войны. Лишь в 1916 году она возвратилась к любимому искусству, ее приняли в труппу Большого театра. Дебютировала она в роли Полины из оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама". Большому театру Обухова отдала 30 лет творческой жизни, выступила в 25 операх. Наиболее любимые ее роли были: Марфа из оперы М. П. Мусоргского "Хованщина", Любаша из "Царской невесты Н, А. Римского-Корсакова, Кармен - из одноименной оперы Бизе. Обухова создала пленительные образы женщин, беззаветно любивших. Показала ширь и удаль Кончаковны, необыкновенную твердость духа Марфы, испепеляющую Кармен. Каждый образ она наполняла внутренней силой. Обладая богатством воображения, она не играла, а жила на сцене, перевоплотившись в своих героинь. Неисчерпаемо было ее умение раскрывать тембровыми красками души своих героинь, их затаенные страдания и надежды, любовь и ненависть, радость и горе, притворство и искренность. Как одна из самых ярких артистов Русской оперной сцены, Обухова десятилетиями изумляла слушателей титанической силой своего таланта. Ее выступления подкупали чарующей красотой звучания, душевной теплотой. На сцене она держалась строго и просто, без лишних жестов, всю силу таланта вкладывала в понимание того, что исполняла. Внешность ее была обаятельна, движения плавны, осанка величава. Прекрасны задумчивые и томные глаза. Какая-то еле уловимая мягкая гордость собой в сочетании' с простотой и сердечностью очаровывала слушателей. Очень хорошо сказала о ней Т. Л. Щепкина-Куперник: "Красота ее внешности, глубина ее чувств словно рождены руссой ширью, щедростью и душевностью ее народа. В ее голосе и звон металла, и мощь, и мягкость. Ее пение течет, как плавная река с совершенно незаметными переходами от низких нот к высоким, пение вольно и свободно льющееся... Когда она поет народные песни, от нее веет сладким запахом родных полей..."
Как никто, Обухова умела найти предельно правильный тон и а ариях оперных героинь, и в русской народной песне. Ей особенно удалось так широко, правдиво выразить и передать душу народа в таких песнях, как "Степь да степь кругом", "Тройка", "Не брани меня, родная", "Липа вековая", "Лучинушка". Своим проникновенным искусством она трогала самые сокровенные струны души. Ее пение - это какой-то трепетный гимн жизни. Недаром ее имя поставлено в один ряд с именами великих русских артистов: Шаляпина, Собинова, Неждановой, Козловского.
1920-40-е годы - время расцвета таланта Обуховой. Она становится одной из самых известных и любимых народом камерных певиц. B1928 году ей было присвоено звание заслуженной артистки_республики, в 1933" году- народной 'артистки республики. В 1937 году она награждается орденом Ленина и ей присваивается звание народной артистки СССР.
В годы Великой Отечественной войны Обухова принимала активное участие в радиопередачах для воинов Красной Армии. Наряду с романсами она пела лучшие лирические песни "Страстный, сильный голос выдающиеся певицы воспринимался нами, воинами, с особым значением, - вспоминал участник Великой Отечественной войны, ее земляк Герой Советского Союза Ф. Т. Чирков, случайно услышав в больничной палате льющиеся из репродуктора песни Обуховой. И, смахнув слезу, продолжил: - Без преувеличения голос Обуховой - это великая национальная ценность культуры. На фронте она вдохновляла нас на подвиг. Мы слушали* ее голос как голос Родины и. думали; ну коль поет Обухова - значит все хорошо..."
В суровые годы войны, когда Большой театр уехал в Куйбышев, Обухова не покинула столицы, продолжала петь, выступая в госпиталях, по радио, не только с песнями, но и с речами, призывая громить непрошенного врага и гнать его с полей Отчизны. А когда фашисты были отброшены от стен Москвы, она одна из первых была награждена медалью "За оборону Москвы". В 1943 году за многолетние достижения в области искусства ей была присуждена Государственная премия 1-й степени.
Дивное пение Обуховой дарило радость людям, вошло в быт и стало символом немеркнущей красоты и славы русского музыкального искусства. 'Ваши песни, - писал ей известный художник К. Ф. Юон, - облагораживают жизнь, - они заставляют чувствовать красоту даже наших страданий... Вы чаруете слушателей поэзией бытия и будите в сердцах людей чувства и мысли в сторону их нравствненных начал: радости, любви, дружбы, добра, прощения, стремления стать лучше..."
Она пела до конца жизни. И помнила свою изначальную любовь - родную Хворостянку, затерянную среди необозримых русских полей...
С.Ивановка
Причудливая колокольня, в виде отдельно стоящей
-дорической колонны, красуется в селе Ивановка До-бринского района. В XIX веке эти земли принадлежали П.Л. Вельяминову, потомку основателя Усмани Степана Вельяминова. В 1909 году историк искусства НА. Бенуа опубликовал статью в журнале "Старые годы», где говорилось, что в семейном архиве архитекторов Адамини сохранился проект церкви с «курьезнейшей колокольней» в виде маяка, построенной Томазо Адамини в 1796 году в Тамбовской губернии «для светлейшего сеньора Петра Вельяминова».
Оригинальный облик колокольни резко отличает ее от традиционных форм колоколен православных церквей. Это рождало в умах русского крестьянства различные предания. Так, одно из преданий предков жителей села, говорит о том,что Петр Лукич Вельяминов был участником войны с турками и возвратился в поместье с плененной татаркой или турчанкой. И чтобы она не скучала по родным местам, распорядился построить для нее башню в виде мусульманского минарета, на который она якобы поднималась каждое утро и глядела в степь, где за горизонтом лежала милая ее родина.
На самом деле столь экстравагантные колокольни православных храмов хотя и редко, но все же возводились в российской глубинке. И причиной тому были архитектурная мода и фантазия известных зодчих, например Николая Львова, построившего нечто подобное в тверском имении Арпачёво.
.
колокольня